|
В последние десятилетия одной из наиболее характерных черт экономического развития большинства стран является непрерывное возрастание грузооборота. Наряду с увеличением объема перевозок изменились качественные и количественные характеристики самих грузов. Появилась потребность транспортировки и монтажа крупногабаритных и неделимых грузов большой массы. Новые задачи предопределили быстрое развитие воздушного транспорта, создание мощных вертолетов и широкофюзеляжных самолетов большой грузоподъемности. Однако потребности в воздушных перевозках удовлетворяются с помощью динамических летательных аппаратов далеко не полностью. Это связано как с ограниченными грузоподъемностью и дальностью полета современных вертолетов, так и с необходимостью строительства для широкофюзеляжных самолетов взлетно-посадочных полос большой протяженности.
Многие ключевые задачи различных областей народного хозяйства можно успешно решить с помощью такого вида воздушного транспорта, как аэростатические летательные аппараты, которые обладают уникальным комплексом свойств: значительными грузоподъемностью и дальностью полета, вертикальными взлетом и посадкой, возможностью проведения монтажных работ в режиме висения и др. Все это обусловило интерес, проявляемый в последние двадцать лет к дирижаблям и комбинированным аэростатическим летательным аппаратам различных типов в нашей стране и за рубежом.
В настоящее время весьма ощутимо отсутствие достоверной информации, касающейся истории дирижаблестроения, особенностей конструкции и принципов полета аэростатических летательных аппаратов, причин аварий и катастроф дирижаблей, достижений довоенного дирижаблестроения, факторов, обусловивших прекращение строительства и эксплуатации дирижаблей.
Назрела также необходимость в анализе современного состояния дирижаблестроения, определении места вновь создаваемых аэростатических летательных аппаратов в существующей транспортной системе и рассмотрении их реальных возможностей в деле решения важнейших задач, стоящих сегодня перед народным хозяйством страны.
Предлагаемая вниманию читателей монография посвящена систематизации и анализу этой обширной, но чрезвычайно рассредоточенной по различным литературным источникам информации, позволяющей сделать выводы о направлении развития дирижаблестроения в ближайшем будущем и перспективах аэростатического транспорта. Термины и определения, касающиеся конструкции дирижабля и его отдельных элементов, а также поведения дирижабля в воздухе, приведены. Здесь же рассмотрены основные принципы полета управляемого аэростата. При подборе этого материала автор руководствовался стремлением изложить сведения, необходимые для понимания содержания последующих глав.
В связи с ограниченным объемом издания подробно рассмотрены лишь те дирижабли, конструкции которых явились определенным шагом вперед по сравнению с предшествующими. Это позволило проанализировать развитие конструкций различных типов от первых дирижаблей до аэростатических летательных аппаратов 80-х годов. Краткие летно-технические характеристики ряда других, не рассмотренных в книге дирижаблей даны в таблицах.
В главы, касающиеся развития отечественного дирижаблестроения, а также аварий и катастроф дирижаблей, включены практически все собранные сведения, ввиду того что ни в одном из выпущенных ранее изданий не приведены подробные, собранные воедино данные об отечественных дирижаблях, спроектированных и построенных в дореволюционный период, предвоенные годы и в наше время, и только тщательный анализ как можно большего числа имевших место аварий и катастроф может позволить правильно установить основные причины гибели и повреждений дирижаблей и наметить пути дальнейшего развития их конструкций, направленные на устранение этих причин.
При работе над книгой автор использовал отечественную и зарубежную литературу — дореволюционные и предвоенные материалы по воздухоплаванию и дирижаблестроению, а также современные источники. Тем не менее он понимает, что приведенные им сведения не являются исчерпывающими, и с благодарностью примет замечания читателей. |