|
Первые шаги воздухоплавания
Стремление человека преодолеть силу земного притяжения и парить в воздухе подобно птице уходит своими истоками в глубокую древность. Оно нашло свое отражение в религиозных верованиях многих народов, многочисленных мифах и легендах. Подчеркивая всесильность своих божеств, древние люди наделяла их наряду с другими необычными качествами способностью летать. Наиболее известным из дошедших до нас древнейших преданий является миф об Икаре и Дедале.
Наблюдения за полетом птиц вселяли во многих людей уверенность в возможность полета на крыльях с помощью собственной мускульной силы. За смелые, но заранее обреченные на неудачу попытки таких полетов они нередко расплачивались жизнью. Установить, кто был первым на этом пути, не представляется возможным, но история свидетельствует о том, что уже в конце прошлого тысячелетия люди пытались летать на крыльях. Это были Абуль Казим бен Фирнас из Андалузии (875 г.), английский монах Оливье Мальмсбери (1060 г.), один из подданных турецкого султана Арсла-на II (1161 г.), итальянский математик Джованни Батиста Данте и немец Форзингер из Нюрнберга (конец XV в.), французский аббат Джон Дамиан (1507 г.), Соломон Идлер (1660 г.), Бернон из Франкфурта (1673 г.). Несмотря на то что уже в XVII в. итальянский врач и естествоиспытатель Борелли и англичанин Петтигрыо доказали физическую невозможность полета на крыльях, приводимых в движение только мускульной силой человека, такие попытки продолжались еще в конце XVII — первой половине XVIII в.: в Германии— профессор теологии из Киля Георг Паш (1695 г.), России — стрелец Серов (1699 г.), приказчик Перемышлев (1724 г.), кузнец Герпак-Гроза (1729 г.), во Франции — маркиз Бакмиль (1742 г.) и т. д.
Первый серьезный научный подход к проблеме полета человека можно найти в трудах выдающегося представителя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.). Он первым пришел к правильному выводу, что в полете птица находит опору в самом воздухе, «делая эту жидкость (воздух) более густой там, где она летит, нежели там, где она не летит» [11]. Кроме того, Леонардо да Винчи предложил конструкцию аппарата, поднимающегося в воздух с помощью несущего винта большого диаметра, дал описание первого парашюта.
Сведения о первых попытках постройки аппаратов для передвижения в воздухе относятся к еще более древним временам. В сочинениях римского историка II в. Авла Геллия упоминается деревянный летающий голубь, построенный в IV в. до н. э. греческим философом и математиком Архитом Тарентским. В 1256 г. мысль о возможности создания летательного аппарата высказал Роджер Бэкон. В работе «О таинственных произведениях искусства и природы» он писал: «...можно построить летательную машину, сидя в центре которой человек будет вертеть лишь одну ручку, и она приведет в движение бьющие по воздуху крылья подобно крыльям птиц» [11]. В 1709 г. проект летательного аппарата, который должен был подниматься в воздух посредством взрывов, предложил бразильский монах Бартоломео-Лоренцо. В 1781 г. о своем аппарате сообщил Карл Фридрих Мервейн. Аэронавт размещался под двумя большими шарнирно соединенными выпуклыми поверхностями с помощью надеваемых на плечи ремней. Под ним находились тяги, перемещая которые вперед и назад, можно было поднимать и опускать обе поверхности. В 1782 г. интересный эксперимент провел французский механик Ф. Бланшар. Его аппарат состоял из двух больших крыльев, укрепленных на деревянной раме. Стоявшему на этой раме Бланшару удалось подняться на высоту около 24 м с помощью перекинутого через блок противовеса массой 9 кг.
Все эти многочисленные, но так и не приведшие к успеху попытки полета, хотя и отличались большим разнообразием, имели главную объединяющую особенность — динамический принцип поддержания в воздухе.
Второе направление, по которому шли к созданию летательных аппаратов, объединял аэростатический принцип поддержания в воздухе, в основе которого лежал закон Архимеда, открытый еще в 250 г. до н. э. Несмотря на кажущуюся простоту этого закона, понадобилось более 1500 лет, чтобы предложить на его основе способ для поддержания тел в воздухе.
Первые идеи о возможности использования для подъема в воздух подъемной силы легких газов можно найти в материалах, относящихся к XIV в. В работе француза Вассона упоминается запуск воздушного шара, состоявшийся в 1306 г. в Пекине во время торжеств по поводу восшествия на престол императора Фо-Кина. В середине XIV в. монах Альберт Саксонский в одном из сочинений отмечал, что дым становится легче воздуха и поднимается вверх вследствие его нагрева до более высокой, чем у воздуха, температуры. В XVI в. в Англии Скалигер и Лор предлагали построить летательный аппарат, поднимающийся с помощью мешка, сшитого из тонких пленок и заполненного нагретым воздухом.
О возможности подъема сосудов, в которых содержится разреженный воздух, писал в 1666 г. магдебургский бургомистр Отто Ге-рике. Он считал, что этот принцип может быть положен в основу
Рис. 1. Летательный аппарат Франче-ско Лана Терци, 1670 г.
конструкции летательного аппарата. Однако его предложение было технически невыполнимо, поскольку силы атмосферного давления неизбежно смяли бы оболочку аппарата. Если же толщину стенок оболочки выбирать при условии выдерживания этих нагрузок, то ее масса возрастет настолько, что подъемной силы разреженного воздуха окажется недостаточно для подъема не только аппарата, но и одной оболочки. Невозможность создания летательного аппарата на этом принципе была подтверждена в 1669 г. экспериментами Фабри, который, основываясь на идеях Герике, предпринял несколько неудачных попыток подъема в воздух оболочек с разреженным воздухом.
В 1670 г. итальянец Фран-ческо Лана Терци издал книгу, в которой также обосновывал возможность полета с помощью полых тел. Он привел подробное
описание летательного аппарата, представлявшего собой деревянную барку массой около 500 кг с мачтой и парусом (рис. 1).
Барка поднималась в воздух посредством подъемной силы прикрепленных канатами четырех полых шаров, выполненных из жести толщиной около 0,1 мм. Подъемная сила создавалась путем откачивания из шаров воздуха. Лана определил, что при диаметре шаров 7,3 м его аппарат сможет поднять двух-трех человек. Помимо предложения использовать для подъема вакуумированные шары еще одним неверным техническим решением Лана было применение паруса для изменения направления движения аппарата. Тем не менее этот проект заслуживает внимания хотя бы потому, что в нем впервые дана правильная оценка потребной для взлета аэростатической подъемной силы шаров.
В работе А. И. Сулакадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.» [74] приводятся сведения о полете на воздушном шаре подьячего Крякутного.
В книге Давида Буржуа, изданной в 1784 г. в Париже, описан удачный опыт с подъемом шара, наполненного нагретым воздухом, который поставил в 1736 г. в Лиссабоне физик Гузмао.
Важную роль в дальнейших работах в области воздухоплавания сыграло открытие в 1766 г. англичанином Г. Кэвендишем водорода, или, как его называли в то время, «горящего воздуха». Уже в 1768 г. английский химик Блэк после изучения свойств водорода пришел к выводу о возможности использования его подъемной силы для будущих летательных аппаратов [85]. Но наиболее близко к созданию воздушного шара, наполненного водородом, подошел итальянский физик Тиберио Кавалло, который в 1781 г. провел в Лондоне серию опытов по наполнению водородом оболочек, изготовленных из бумаги, а также пузырей животных и рыб. Однако эти опыты оказались неудачными вследствие большой газопроницаемости материалов оболочек.
Таким образом, в 80-х годах XVIII в. люди вплотную приблизились к постройке шаров, обладающих аэростатической подъемной силой. Единственной преградой оставалось отсутствие достаточно газонепроницаемой оболочки.
|