Меню

Первые полеты человека


За три недели до версальского подъема монгольфьера физик Пилатр де Розье обратился в Академию наук с просьбой уча­ствовать в полете. Просьбу отклонили, но было принято решение построить привязной аэростат, предназначенный для пробных подъ­емов человека. На этом аэростате Пилатр де Розье поднимался не­сколько раз на высоту около 30 м, ограниченную длиной привязи, при этом он продемонстрировал возможность управления по верти­кали путем регулирования силы пламени. Затем на этом же мон­гольфьере на высоту более 120 м поднимались Жиру де Вильет и д'Арланд. После успешных подъемов Пилатру де Розье разрешили выполнить свободный полет на монгольфьере. Подъем состоялся 21 ноября 1783 г. в Пасси, пригороде Парижа. Поднявшись на высо­ту около 1000 м, аэростат пролетел 8 км над Парижем и через 25 мин опустился в другом его пригороде. Полет прошел благопо­лучно, за исключением того, что на горизонтальном участке едва не воспламенилась галерея, на которой находились воздухоплава­тели.
1 декабря 1783 г. состоялся первый полет на шарльере. По сравнению с монгольфьером аэростат Шарля был значительно совер­шеннее. Гондола подвешивалась не к нижней части оболочки, а бо­лее надежно, посредством сетки, охватывающей оболочку в верхней части вплоть до миделевого сечения. Это обеспечивало также более равномерное распределение нагрузки по оболочке. С целью регули­рования высоты полета в гондоле имелся балласт, которым служил мелкий песок, а в верхней части аэростата был предусмотрен кла­пан для выпуска газа. Чтобы обеспечить более надежный спуск аэростата в условиях ветра, предполагалось использовать сбрасывае­мый якорь. Кроме того, шарльер был более безопасным в пожарном отношении. Шарль правильно понял причины разрушения своего первого шара и решил оставить открытым отверстие, через которое оболочка наполнялась газом. Аэростат имел диаметр 9 м и был зна­чительно меньше монгольфьера, взлетевшего 10 днями раньше. Это объяснялось тем, что наполнявший его водород обладает подъемной силой, почти в 3,5 раза большей, чем нагретый до 100 °С воздух.
Впоследствии по имени изобретателей аэростаты, наполненные нагретым воздухом, стали называть монгольфьерами, а водородные — шарльерами.



Рис. 3. Полет Бланшара Ла-Манш, 7 января 1785 г.


Полет Шарля и одного из брать­ев Робер продолжался 2 ч 5 мин. Пройденное расстояние составило 36 км, максимальная высота подъе­ма — около 460 м.
После приземления Робер поки­нул аэростат, а Шарль впервые в истории воздухоплавания поднялся в воздух один. В этом полете, про­должавшемся 30 мин, он достиг вы­соты 3000 м и доказал на практике, что путем сброса балласта и выпус­ка части газа можно эффективно управлять высотой полета аэростата. Посадка была совершена в 4 км от места подъема.
Полеты Шарля показали значи­тельные преимущества шарльеров как в удобстве управления аэроста­том по вертикали, так и с точки зрения возможности выполнения длительных перелетов. Тем не менее еще некоторое время продолжались подъемы на монгольфьерах. 5 янва­ря 1784 г. состоялся полет монголь­фьера диаметром 35 м и высотой 43 м, в гондоле которого находилось
восемь человек. 25 февраля того же года в Милане двухчасовой полет выполнили братья Джерли и Иаоло Андреани. 24 сентября 1784 г. впервые на аэростате поднялась женщина. Воздухоплава-тельница Тибль достигла высоты 2700 м и пробыла в воздухе 45 мин. Еще один полет на монгольфьере был совершен Пилатром де Розье и химиком Пру 23 июня 1784 г. Аэростат поднялся на высоту 4000 м и пролетел наибольшее расстояние, когда-либо пройденное на мон­гольфьерах.
В дальнейшем практически все полеты выполнялись на шарлье-рах. 14 сентября 1784 г. полет на усовершенствованном шарльере предпринял в Лондоне итальянец Лунарди. В конструкцию своего аэростата он внес следующие новшества. Сетка была увеличена и покроена таким образом, что охватывала около двух третей поверх­ности оболочки. Кольцо, к которому подвешивалась гондола, распо­лагалось не по периметру шара, а под оболочкой. Это повышало надежность подвески. Гондола имела удобную форму куба. 7 января 1785 г. француз Бланшар и американец Джеффрис за 2,5 ч пере­летели на шарльере через Ла-Манш из Дувра в Кале (рис. 3), 15 июня того же года Пилатр де Розье и Ромен попытались переле­теть Ла-Манш в обратном направлении на аэростате, представляю­щем собой сочетание монгольфьера и шарльера. Он состоял из шаро­образной оболочки, заполненной водородом, и присоединенного к ней через снизу цилиндра с нагретым воз­духом. Путем изменения темпера­туры воздуха в цилиндре изобре­татель этого аэростата Розье пред­полагал управлять высотой полета без использования балласта и вы­пуска газа 1. Полет закончился не­удачно. Оба воздухоплавателя погибли.
Успешные высотные полеты дали основание рассматривать аэростаты как средство проведе­ния научных исследований в атмо­сфере и астрономических наблю­дений. Первые полеты с научными целями были проведены в начале XIX в. 24 июня 1802 г. Гумбольт и Бомплан поднялись на высоту 5878 м и первые провели измере­ния температуры и давления воздуха в различных слоях атмо­сферы.
Следующий полет был пред-риже, 16 сентября 1804 г. принят 18 июля 1803 г. в Гамбурге физиком Робертсоном совме­стно с Постом. В полете была достигнута высота более 7000 м, проводились измерения температуры и давления воздуха, исследо­вались электрические явления в атмосфере. 30 июня 1804 г. в Петер­бурге состоялся полет Робертсона с русским академиком Я. Д. За­харовым.
20 августа этого же года в Париже на аэростате поднялись Био и Гей-Люссак. Они также измеряли температуру, давление и влаж­ность воздуха на различных высотах и, кроме того, изучали влияние пониженного атмосферного давления на организм животных. 16 сен­тября 1804 г. Гей-Люссак поднялся на аэростате один (рис. 4). Мак­симальная высота полета составила 7016 м. Гей-Люссак привез на землю две пробы воздуха, взятые на высотах 6561 и 6636 м. Посред­ством анализа этих проб он впоследствии доказал практическое по­стоянство состава атмосферы на различных высотах. 27 июля 1850 г. полет на аэростате выполнили французские химики Барраль и Биксио.
Заметную роль в развитии воздухоплавания сыграл английский воздухоплаватель Чарльз Грин. 19 июля 1823 г." в Лондоне Грин запустил первый аэростат, наполненный вместо водорода светиль­ным газом. Он же впервые предложил использовать для уменьшения скорости спуска аэростата гайдроп. Грин трижды перелетал Ла-Манш, выполнил более 1400 полетов, из них ряд с научными целя-
Аэростаты этого типа впоследствии начали называть розьерами.



ми в 1852 г. вместе с Джоном Уэлшем. В 1861—1863 гг. около 30 чисто научных полетов совершили директор метеорологического бюро в Гринвиче Джемс Глешер и воздухоплаватель Коксуэл.
Большой объем научных исследований провел в 1867 г. на аэро­стате Камилл Фламмарион. Он изучал влажность воздуха, проводил многочисленные метеорологические, физические и астрономические наблюдения. В полете 14 июля Фламмарион пробыл в воздухе 12,5 ч в пролетел 550 км.
В 1873 г. в России полет на аэростате с научными целями вы­полнил М. А. Рыкачев. В 1881 г. во Франции Липман и де Фонви-ель наблюдали с аэростата за движением кометы, а в 1882 г. подоб­ный полет предпринял М. Малэ. 7 августа 1887 г. в России на аэро­стате поднялся Д. И. Менделеев для наблюдения солнечного затме­ния. 13 ноября 1898 г. в Париже в полете с целью проведения астрономических наблюдений участвовал русский астроном Ганский. Ряд полетов был организован многими европейскими обсерватория­ми в 1899 г. В одном из них приняла участие женщина-астроном Д. Клюмпке.
Предпринимались попытки применения аэростатов в военном деле, в частности для наблюдения за перемещением войск. В 1870 г. из осажденного Парижа было запущено 64 аэростата, на которых через позицию немецких войск перелетели 150 человек и было пере­правлено 10 т почты.
К концу XIX в. на аэростатах были поставлены следующие рекорды: 4 декабря 1894 г. немец Берсон на эростате «Феникс» до­стиг высоты 9155 м; 3 октября 1898 г. итальянец Спельтерини впер­вые перелетел через Альпы; в 1900 г. французы де ла Во и Кас-тильон установили рекорд дальности полета, пролетев за 35 ч 45 мин 1922 км. Тем не менее многолетний опыт эксплуатации аэростатов, в том числе и тех, на которых были установлены эти достижения, показал, что они были так же далеки от решения проблемы возду­хоплавания, как первые монгольфьеры или шарльеры. Для воздухо­плавания нужен был управляемый аэростат — дирижабль (франц. dirigeable — управляемый).

 

Hosted by uCoz