|
Первые полеты человека
За три недели до версальского подъема монгольфьера физик Пилатр де Розье обратился в Академию наук с просьбой участвовать в полете. Просьбу отклонили, но было принято решение построить привязной аэростат, предназначенный для пробных подъемов человека. На этом аэростате Пилатр де Розье поднимался несколько раз на высоту около 30 м, ограниченную длиной привязи, при этом он продемонстрировал возможность управления по вертикали путем регулирования силы пламени. Затем на этом же монгольфьере на высоту более 120 м поднимались Жиру де Вильет и д'Арланд. После успешных подъемов Пилатру де Розье разрешили выполнить свободный полет на монгольфьере. Подъем состоялся 21 ноября 1783 г. в Пасси, пригороде Парижа. Поднявшись на высоту около 1000 м, аэростат пролетел 8 км над Парижем и через 25 мин опустился в другом его пригороде. Полет прошел благополучно, за исключением того, что на горизонтальном участке едва не воспламенилась галерея, на которой находились воздухоплаватели.
1 декабря 1783 г. состоялся первый полет на шарльере. По сравнению с монгольфьером аэростат Шарля был значительно совершеннее. Гондола подвешивалась не к нижней части оболочки, а более надежно, посредством сетки, охватывающей оболочку в верхней части вплоть до миделевого сечения. Это обеспечивало также более равномерное распределение нагрузки по оболочке. С целью регулирования высоты полета в гондоле имелся балласт, которым служил мелкий песок, а в верхней части аэростата был предусмотрен клапан для выпуска газа. Чтобы обеспечить более надежный спуск аэростата в условиях ветра, предполагалось использовать сбрасываемый якорь. Кроме того, шарльер был более безопасным в пожарном отношении. Шарль правильно понял причины разрушения своего первого шара и решил оставить открытым отверстие, через которое оболочка наполнялась газом. Аэростат имел диаметр 9 м и был значительно меньше монгольфьера, взлетевшего 10 днями раньше. Это объяснялось тем, что наполнявший его водород обладает подъемной силой, почти в 3,5 раза большей, чем нагретый до 100 °С воздух.
Впоследствии по имени изобретателей аэростаты, наполненные нагретым воздухом, стали называть монгольфьерами, а водородные — шарльерами.
Рис. 3. Полет Бланшара Ла-Манш, 7 января 1785 г.
Полет Шарля и одного из братьев Робер продолжался 2 ч 5 мин. Пройденное расстояние составило 36 км, максимальная высота подъема — около 460 м.
После приземления Робер покинул аэростат, а Шарль впервые в истории воздухоплавания поднялся в воздух один. В этом полете, продолжавшемся 30 мин, он достиг высоты 3000 м и доказал на практике, что путем сброса балласта и выпуска части газа можно эффективно управлять высотой полета аэростата. Посадка была совершена в 4 км от места подъема.
Полеты Шарля показали значительные преимущества шарльеров как в удобстве управления аэростатом по вертикали, так и с точки зрения возможности выполнения длительных перелетов. Тем не менее еще некоторое время продолжались подъемы на монгольфьерах. 5 января 1784 г. состоялся полет монгольфьера диаметром 35 м и высотой 43 м, в гондоле которого находилось
восемь человек. 25 февраля того же года в Милане двухчасовой полет выполнили братья Джерли и Иаоло Андреани. 24 сентября 1784 г. впервые на аэростате поднялась женщина. Воздухоплава-тельница Тибль достигла высоты 2700 м и пробыла в воздухе 45 мин. Еще один полет на монгольфьере был совершен Пилатром де Розье и химиком Пру 23 июня 1784 г. Аэростат поднялся на высоту 4000 м и пролетел наибольшее расстояние, когда-либо пройденное на монгольфьерах.
В дальнейшем практически все полеты выполнялись на шарлье-рах. 14 сентября 1784 г. полет на усовершенствованном шарльере предпринял в Лондоне итальянец Лунарди. В конструкцию своего аэростата он внес следующие новшества. Сетка была увеличена и покроена таким образом, что охватывала около двух третей поверхности оболочки. Кольцо, к которому подвешивалась гондола, располагалось не по периметру шара, а под оболочкой. Это повышало надежность подвески. Гондола имела удобную форму куба. 7 января 1785 г. француз Бланшар и американец Джеффрис за 2,5 ч перелетели на шарльере через Ла-Манш из Дувра в Кале (рис. 3), 15 июня того же года Пилатр де Розье и Ромен попытались перелететь Ла-Манш в обратном направлении на аэростате, представляющем собой сочетание монгольфьера и шарльера. Он состоял из шарообразной оболочки, заполненной водородом, и присоединенного к ней через снизу цилиндра с нагретым воздухом. Путем изменения температуры воздуха в цилиндре изобретатель этого аэростата Розье предполагал управлять высотой полета без использования балласта и выпуска газа 1. Полет закончился неудачно. Оба воздухоплавателя погибли.
Успешные высотные полеты дали основание рассматривать аэростаты как средство проведения научных исследований в атмосфере и астрономических наблюдений. Первые полеты с научными целями были проведены в начале XIX в. 24 июня 1802 г. Гумбольт и Бомплан поднялись на высоту 5878 м и первые провели измерения температуры и давления воздуха в различных слоях атмосферы.
Следующий полет был пред-риже, 16 сентября 1804 г. принят 18 июля 1803 г. в Гамбурге физиком Робертсоном совместно с Постом. В полете была достигнута высота более 7000 м, проводились измерения температуры и давления воздуха, исследовались электрические явления в атмосфере. 30 июня 1804 г. в Петербурге состоялся полет Робертсона с русским академиком Я. Д. Захаровым.
20 августа этого же года в Париже на аэростате поднялись Био и Гей-Люссак. Они также измеряли температуру, давление и влажность воздуха на различных высотах и, кроме того, изучали влияние пониженного атмосферного давления на организм животных. 16 сентября 1804 г. Гей-Люссак поднялся на аэростате один (рис. 4). Максимальная высота полета составила 7016 м. Гей-Люссак привез на землю две пробы воздуха, взятые на высотах 6561 и 6636 м. Посредством анализа этих проб он впоследствии доказал практическое постоянство состава атмосферы на различных высотах. 27 июля 1850 г. полет на аэростате выполнили французские химики Барраль и Биксио.
Заметную роль в развитии воздухоплавания сыграл английский воздухоплаватель Чарльз Грин. 19 июля 1823 г." в Лондоне Грин запустил первый аэростат, наполненный вместо водорода светильным газом. Он же впервые предложил использовать для уменьшения скорости спуска аэростата гайдроп. Грин трижды перелетал Ла-Манш, выполнил более 1400 полетов, из них ряд с научными целя-
Аэростаты этого типа впоследствии начали называть розьерами.
ми в 1852 г. вместе с Джоном Уэлшем. В 1861—1863 гг. около 30 чисто научных полетов совершили директор метеорологического бюро в Гринвиче Джемс Глешер и воздухоплаватель Коксуэл.
Большой объем научных исследований провел в 1867 г. на аэростате Камилл Фламмарион. Он изучал влажность воздуха, проводил многочисленные метеорологические, физические и астрономические наблюдения. В полете 14 июля Фламмарион пробыл в воздухе 12,5 ч в пролетел 550 км.
В 1873 г. в России полет на аэростате с научными целями выполнил М. А. Рыкачев. В 1881 г. во Франции Липман и де Фонви-ель наблюдали с аэростата за движением кометы, а в 1882 г. подобный полет предпринял М. Малэ. 7 августа 1887 г. в России на аэростате поднялся Д. И. Менделеев для наблюдения солнечного затмения. 13 ноября 1898 г. в Париже в полете с целью проведения астрономических наблюдений участвовал русский астроном Ганский. Ряд полетов был организован многими европейскими обсерваториями в 1899 г. В одном из них приняла участие женщина-астроном Д. Клюмпке.
Предпринимались попытки применения аэростатов в военном деле, в частности для наблюдения за перемещением войск. В 1870 г. из осажденного Парижа было запущено 64 аэростата, на которых через позицию немецких войск перелетели 150 человек и было переправлено 10 т почты.
К концу XIX в. на аэростатах были поставлены следующие рекорды: 4 декабря 1894 г. немец Берсон на эростате «Феникс» достиг высоты 9155 м; 3 октября 1898 г. итальянец Спельтерини впервые перелетел через Альпы; в 1900 г. французы де ла Во и Кас-тильон установили рекорд дальности полета, пролетев за 35 ч 45 мин 1922 км. Тем не менее многолетний опыт эксплуатации аэростатов, в том числе и тех, на которых были установлены эти достижения, показал, что они были так же далеки от решения проблемы воздухоплавания, как первые монгольфьеры или шарльеры. Для воздухоплавания нужен был управляемый аэростат — дирижабль (франц. dirigeable — управляемый).
|