Меню

Появление аэростатов


Во Франции над решением проблемы воздухоплавания в 80-х годах XVIII в. работали братья Жозеф и Этьен Монгольфье. В отличие от многих своих предшественников они считали невоз­можным создание летательного аппарата на основе использования мускульной силы человека. Жозеф Монгольфье, в частности, писал: «Подъем артиллерийской ракеты и работа пожарной машины, ука­зывая на то, что в природе имеются источники энергии, гораздо большей, нежели та, которой могут располагать люди, побуждают нас воспользоваться ею для воздухоплавания. В ожидании, пока ка­кой-нибудь ученый механик пожелает заняться этим важным пред­метом, мы, мой старший брат и я, придумали заключить в легкий сосуд газ, с меньшим удельным весом, нежели атмосферный воз­дух».
Современники полагали, что идея использования аэростатической подъемной силы газов родилась у Монгольфье как следствие наблю­дения за передвижением облаков. По-видимому, это соответствует действительности, поскольку первую оболочку Монгольфье напол­няли водяным паром. Однако пар быстро конденсировался, и, шар, не успев взлететь, опускался на землю. После этого братья решили использовать в своих опытах водород. Но и эти эксперименты были неудачными. Бумажная оболочка оказалась слишком проницаемой для водорода.
Первый успех пришел в ноябре 1782 г. Матерчатый куб, напол­ненный дымом от горящей бумаги, быстро приобрел правильную форму и поднялся к потолку. Затем Монгольфье наполнили неболь­шой шар дымом от горящей смеси шерсти и сырых древесных опи­лок, однако он воспламенился непосредственно после взлета. Сле­дующая попытка полностью удалась. Шар объемом около 20 м3 поднялся на высоту примерно 300 м.
Официальная демонстрация полета воздушного шара братьев Монгольфье состоялась 5 июня 1783 г. в Аннонэ. Оболочка высотой Им имела объем около 62 м3. Ее отдельные тканевые полотнища


 

были сшиты и соединялись С по­мощью больших пуговиц. С внут­ренней стороны оболочка была оклеена бумагой и скреплена бечевками. Снизу крепилась решет­чатая рама из плетеной лозы. Ра­ма служила опорой при установке шара на подмостки, под которыми разводился огонь. Шар набрал вы­соту около 2000 м, продержался в воздухе 10 мин и плавно опу­стился на землю на расстоянии 2200 м от места подъема. Впослед­ствии день этого полета начали считать началом практического воздухоплавания, а братья Мон-гольфье были признаны изобрета­телями первого аэростата 2.
Французская академия наук приняла решение повторить экспе­римент в Париже. Организация его Подъем воздушного шара в была поручена профессору физики в сентября 1783 г. Жаку-Александру Шарлю и братьям Робер. Шар диаметром 3,7 м был изготовлен из тафты, пропитанной раствором каучука. В отростке, расположенном в нижней части оболочки и предназначенном для заполнения ее газом, был предусмотрен запорный клапан. Шарль правильно истол­ковал физический смысл успешного опыта Монгольфье и решил наполнить шар водородом, который получал в результате воздей­ствия серной кислоты на железные опилки. Полет шара состоял­ся 27 августа 1783 г. на Марсовом поле. Несмотря на сильный! дождь, шар за 2 мин поднялся на высоту около 1000 м и вошел в слой облаков. Через некоторое время его увидели на еще боль­шей высоте, после чего вследствие чрезмерного наполнения водо­родом и отсутствия достаточного по размерам отверстия для выхода газа возросший перепад давления разрушил оболочку в верхней части. Шар упал в 24 км от Парижа.
19 сентября 1783 г. со двора Версальского дворца братья Мон­гольфье запустили еще один шар, имевший диаметр 12,5 м и высоту 17,4 м. Оболочка его была выполнена из хлопчатобумажной ткани, покрытой клеевой краской. Снизу к шару на цепи была подвешена клетка, в которой находились утка, петух и баран (рис. 2). Вслед­ствие чрезмерного натяжения удерживающих веревок, вызванного сильным порывом ветра, непосредственно перед подъемом в верхней части оболочки образовалась трещина. Это сказалось на времени полета. Пробыв в воздухе 10 мин, шар опустился на землю в 4 км
Вклад братьев Монгольфье в развитие воздухоплавания был высоко оценен в научном мире. 10 декабря 1783 г. на заседании Французской ака­демии наук им было присуждено звание члена-корреспондента.
от места старта. Утка, петух и баран оказались практически невре­димыми. Отсутствие в то время знаний об изменении с высотой состава атмосферы привело к широкому распространению мнения о том, что живые существа неизбежно задохнутся под облаками, даже на небольшой высоте. Полет показал ошибочность такого мнения.
Полеты первых аэростатов продемонстрировали правильность и перспективность использования аэростатического принципа под­держания тел в воздухе.

 

Hosted by uCoz